Христианская психология

Основные принципы «христианской психологии»


Братусь Борис Сергеевич (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ, действительный член Академии естественных наук РФ)

Всякое направление в психологии имеет то или иное отношение к концепции человека, к тому или иному пониманию человека. Психология не существует вообще, сама по себе, это всегда психология человека. Следовательно, для того чтобы изучать психологию человека, мы должны иметь образ самого человека, должны понимать, в чем его суть, в чем заключается его природа. Каждое направление в психологии по-своему соотносится с этим вопросом – прямо или косвенно.

Таким образом, когда мы говорим о христианской психологии, мы прежде всего говорим об определенной концепции человека. В христианской психологии человек — это образ и подобие Божие, человек имеет бессмертную душу и целый ряд других оснований. Психология в этом свете рассматривается не как существующая сама по себе, а как существующая для служения человеку. Дело в том, что психика — это, в известной степени, инструмент. С помощью этого инструмента мы мыслим, запоминаем, принимаем решения и так далее.

Но есть такое известное высказывание: «мыслит не мышление». То есть само по себе ваше мышление мыслить не может, и ваша память сама по себе, ради интереса, ничего не запоминает. Вы запоминаете и мыслите потому, что это входит в ваши задачи как человека. В этом плане изучение психики не является прерогативой христианина или психолога, который придерживается какого-либо другого направления в психологии.

Законы психики вполне инвариантны, они у всех одни и те же. Не существует какой-то особой психики запоминания или психики восприятия человека христианского вероисповедания. Законы психики — это общие законы, другое дело, к чему они отнесены и в каких рамках они находятся.

Виктор Иванович Слободчиков (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви)

Зачем классическую психологию нужно дополнять «христианской психологией»?

Христианская психология как научная дисциплина когда-то была в недрах философии, была составной частью религиозной практики, в меньшей степени богословия, но в большей — практической веры. Однако это не психология христианина, и нельзя говорить, что вот, мол, христиане люди особые и у них своя психология, — нет, это не так. Поэтому более точный термин, обозначающий данное направление, — это «христиански ориентированная психология» или «православно ориентированная психология».

В чем здесь проблема? Я бы разделил классическую психологию и ту психологию, которая существует сейчас на Западе. С того момента как психология стала выстраивать себя в качестве научной дисциплины, она, естественно, делала это по нормам классической науки. Неслучайно долгое время психология была физиологически ориентированной и одним из требований в ней была «объективность», «общезначимость» постулатов. И понятно, что в этом случае проблемная область психологии сузилась до изучения психики, до изучения исключительно психических явлений.

Ведь классическая психология — это наука не о душе, как это понималось в древности, а о психике как о сложных свойствах человека. В этом ключе, например, развивалась материалистическая психология.

Но все-таки в психологии возникало достаточно много сюжетов, связанных с проблемами личности и сознания, которые без остатка никак не сводились к мозговым явлениям. И проблемы совести, верований, мировоззрения, личности, ценностей — все эти чисто человеческие проблемы были как бы незаконными сюжетами психологии, потому что это не психические явления – это явления человека в целом, а не только его психики.

А человека в целом психология не изучала, поскольку считалось, что проблема человека — это философская или богословская проблема. Но суть в том, что без внятного представления, что есть человек, психология не может трактовать его психические явления.

Если психика — это свойство чего-то, то нам надо понять, свойством чего она является. Если психика — это производное от образа жизни человека, то психология должна иметь свое представление о сущности человека. Поэтому рассогласование между нормами классической науки и тем, что на самом деле требовала жизнь от психологии, все больше увеличивалось.

Христиански ориентированная психология — это не общая психология. Общая психология — это учение о психических состояниях, процессах, которые имеют свои качества. Я настаиваю на том, что для гуманитарной сферы — от управления и образования до религиозной практики — нужна именно психология человека. В образовании, таким образом, в центре стоит психология развития личности и понимание личности, и что важно – не античное, не философское, а христианское.

Именно в христианстве ценность личности наиболее полно выражена, именно в христианстве человеку дана возможность вечной жизни, ему дана возможность встречи с Богом, и для того, чтобы этого достичь, естественно, необходимо подняться на определенный уровень личностного развития. Способ личностного бытия — это самый высший способ бытия в мире. В противном случае встречи с Богом не произойдет, но это не значит, конечно, что человек выпадает из Божьего охранения.


Еще один момент — это кардинальное отличие дочеловеческой психики от собственно человеческой. Человек — это другое существо. Да, конечно, есть некое сродство между человеком и животными. Как говорится, Господь создал мир, тут и камни – родственники наши, и животные, но тут есть качественные различия, переступив которые мы попадаем в иное пространство, в иные способы бытия. Необходимо определить принципиальное отличие человеческого бытия от дочеловеческого. Если мы эту границу не определим, то всегда будем натыкаться на похожесть – у человека огромное количество сходных с животными черт. Когда сравнивают человека со свиньей, слоном или обезьяной — это не просто метафора, это значит, что есть нечто общее у человека с этими животными.

Однако у человека есть и нечто такое, что его отличает от животных. Пьер Тейяр де Шарден, один из западных религиозных антропологов, предложил единственное качество, которое проводит границу между дочеловеческим способом существования и собственно человеческим: человек способен отдавать себе отчет в том, что он делает: «Я не просто знаю, но я еще и знаю, что я знаю». То есть человек способен, еще ничего не сделав, обсуждать свой будущий способ действий. Это способность к рефлексии.

Тут возникает еще одна важная проблема. Когда мы обсуждаем человека, мы не можем говорить о человеке вообще. Есть вещи, которые задают специфику жизни людей, но не присущи всем людям без исключения. Например, человек западной культуры будет отличаться от человека восточной культуры. Следовательно, если мы понимаем, что развитие человека во многом обусловлено культурой, то мы должны эту культуру изучать. Если наша культура — христианская, православная, то мы должны понимать, что именно здесь лежит специфика человека. И тогда уже психология должна сознательно ориентироваться на эти культурные матрицы.

Здесь мы вправе ставить вопрос о христиански ориентированной психологии. И не только потому, что это требование верующего человека, но и вследствие несовершенства нашей современной психологии, где не различаются, скажем, психология дождевого червя и моя психология. Мне такая психология не нужна, я точно знаю, что у меня божественное происхождение, меня Господь Бог создал, и я вовсе не являюсь фрагментом эволюции. Тем более что эволюционная теория в последнее время все больше оспаривается и многие ученые, занимающиеся естественными науками, ставят ее под сомнение.

Источник: https://scepsis.net/library/id_402.html